Постараюсь подробно, просто и доступно объяснить необходимость обучения собак навыку "Охрана вещи", а также на конкретных примерах показать как должна вести себя собака, охраняющая что-либо, а как не должна.
Что могло побудить дрессировщиков в разных странах мира, независимо друг от друга придумать для собак такое упражнение как "Охрана вещи"? Необходимость проверить способности собаки к самостоятельной охране хозяина, территории, имущества. Эти способности основаны на:
—врожденном стремлении собаки охранять свою добычу и собственность от посягательств посторонних
—смелости
—недоверчивости
—агрессивности
Внешне это выглядит в попытках собаки прогнать чужого при помощи т.н. угрожающего и предупреждающего поведения:
—она скалится
—рычит
—шерсть на загривке вздыблена
— уши прижаты
—лай глубокий и низкий ("утробный").
Если отогнать противника не удалось и конфликт обострился, то собака кусает.
Из вышеизложенного следует что:
—цель собаки защитить что-то для себя ценное, прогнав противника
— противник ей "интересен" лишь настолько, насколько сильно он покушается на охраняемый объект, насколько близко к нему находится
—внимание собаки сконцентрировано на охраняемом объекте, а не на противнике
Таким образом, упражнение "Охрана вещи" позволяет:
— выявить способности собаки к такой работе
—выучить нужному для охраны поведению и закрепить его
Всё просто и логично, но есть большое "Но", вносящее путаницу в умы простых любителей собак и некоторых профессиональных тренеров.
Заключается оно в наличии дрессировки "нормативной", "спортивной", направленной не на обучение собак реально что-то охранять, а на сдачу экзамена на площадке и участие в соревнованиях.
Обучение там строится на совершенно иных принципах. В первую очередь, там полностью отсутствует конфликт между "охраняющей" собакой и посторонним.
В первой части видео приведены наглядные примеры такой работы и показано, как это отсутствие конфликта отражается на поведении собаки, а именно:
—в действиях собаки ОТСУТСТВУЕТ стремление отогнать чужого
— собака спокойно позволяет чужому прикасаться к себе, что противоестественно для охранного поведения
—высокий, радостный, возбужденный лай
—"замирание" собаки как бы в ожидании любимой игрушки
—нацеленность собаки на возможность укусить человека, а не защитить объект
Я не имею ничего против такой работы там, где она УМЕСТНА. То есть при подготовке собаки к экзамену по нормативу.
Огромная проблема начинается тогда, когда эти принципы и методы работы бездумно используются тренерами в попытке подготовить собаку не для экзамена, а для РЕАЛЬНОЙ ОХРАНЫ ЧЕГО-ЛИБО.
На конкретных примерах в видеоролике я продемонстрирую и объясню, к чему эта ошибка приводит и почему такая работа неэффективна.
Во второй части видео, примерно с 5:40 вы увидите как ведут себя собаки, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОХРАНЯЮЩИЕ.
Такая наглядная демонстрация поможет любителям лучше разобраться в особенностях подготовки и работы собаки-защитника.
Если вы уже готовите защитника из своего четвероногого друга, данное видео позволит вам оценить в правильном ли направлении Вы работаете; понимает ли Ваш тренер какие мотивации собаки он использует и чему учит.
P.S. В качестве примеров приведены видео из интернета, собственной практики, а также из практики моего друга и учителя Владислава Кузьмука, руководителя Школы охранных собак "Альфа" города Киева.
https://www.youtube.com/watch?v=NvHXweJ9MEk&t=464s