Главные экспонаты музея - исторические деревянные парусные корабли, на которых члены клуба «Полярный Одиссей» впервые в истории СССР и России совершали уникальные экспериментальные экспедиции в северные и южные моря Мирового океана.
Они , эти суда,дошли и до Шпицбергена,, прошли по Волге, повидали Израиль и Египет.
Вот что пишут мореплаватели, они же и сотрудники музея, они же и мастера:
Спросите кого-нибудь об истории Великих географических открытий. Вам в первую очередь назовут имена Колумба и Магеллана. Потом, может быть, поднатужась, Крузенштерна и Литке. Но наш разговор пойдет о других первооткрывателях - в основном безвестных поморах, создавших удивительные деревянные суда для ледового плавания - кочи. Именно благодаря им были освоены огромные районы Арктики, выработана тактика плавания в высоких широтах.
История не может назвать точную дату первого посещения русскими поморами Шпицбергена - "Батюшки Груманта", как они называли эти арктические остова. Одни историки считают, что это произошло в XIII веке, другие - на три столетия раньше. Но в том, что этот ныне норвежский архипелаг был открыт поморами, не сомневается никто. На средневековых западно-европейских картах этого района значились русские названия островов и заливов, которые со временем были заменены на голландские или английские.
И сделаны были эти открытия именно на поморских кочах - неказистых с виду лодьях, не идущих ни в какое сравнение с роскошными европейскими парусными судами. "Напрасными были бы наши попытки приложить к этим "круглым" судам современные нам представления, отвечающие требованиям корабельной архитектуры", - писал в середине XVII века голландец Николас Витсен в своем "Путешествии в Московию".
Но в этой округлости корпусов кочей и был их секрет успешных арктических плаваний. Еще в XVIII веке 80-летний помор Дмитрий Откупщиков, проведший 60 лет в море, так объяснял этот феномен: " А часто случалось, что от северных ветров наносит льды и теми льдами суда затирает, что лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лед и стягами судно вызымают. А морским судам за тягостью при таком случае помощи чинить не возможно". Проще говоря, кочи, благодаря их круглому, как яйцо, корпусу, при сдавливании льдами не трескались, словно орех, как европейские корабли, а выталкивались на ледяное поле.
Только в конце XIX века великий норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен создал свою деревянную парусно-паровую шхуну "Фрам" по образу и подобию поморских кочей. Это судно успешно продрейфовало 1041 день во льдах Центральной Арктики от острова Котельный до уже знакомого нам Шпицбергена, при этом два с половиной раза обогнуло земной шар, пройдя более 54 000 морских миль.
Этот подвиг норвежца знает каждый, кто хоть немного изучал географию. Но о том, что кочи участвовали еще в российской Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов, мы как-то подзабыли. А идею эту подсказал еще Петру I наш земляк - Федор Салтыков, мастер корабельного дела на Олонецких верфях. В своих "Препозициях" он предложил императору на "не очень больших морских судах" одновременно пройти от Архангельска до устья Амура, и повести "опись по берегам и на море устья рек и, как они найдут".
Петр проект принял, но его смерть приостановила важные начинания. Только спустя шесть лет экспедиция, разбитая на девять партий, отправилась в путь. На Двинско-Обском участке из Архангельска отправились именно кочи "Экспедицион" и "Обь" - 16-метровые суда, сшитые (их не строили, а именно шили) поморами. Почти за три года суда под командой Алексея Скуратова и Ивана Сухотина прошли до Обской губы. Исследователи предоставили в Адмиралтейство подробные карты побережья и островов Карского моря, включая и Новую землю.