КОНЦЕПЦИЯ
государственной политики Российской Федерации
в области кинологической деятельности и собаководства
Проект
(разработчик Власенко А.Н.)
Под государственной политикой в области кинологической деятельности и собаководства понимается комплекс мероприятий, направленных на:
- формирование научной базы собаководства и создание на ее основе национальной российской школы кинологии;
- развитие на современном уровне служб собаководства в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов РФ;
- развитие охотничьего собаководства, сохранение и распространение национальных культурных традиций российского охотничьего собаководства;
- создание условий для преимущественного развития пользовательного собаководства в общественных кинологических и собаководческих организациях;
- восстановление северного ездового и пастушьего собаководства;
- сохранение редких и исчезающих пород и ценных популяций собак, прежде всего отечественного происхождения;
- повышение уровня личной безопасности граждан, усиление охраны собственности и бизнеса;
- развитие гуманного отношения к животным в рамках традиционных морально-этических принципов
1. Характеристика состояния в области кинологической деятельности и собаководства.
В последние годы резко обострились проблемы противоречия, с одной стороны, между состоянием и тенденциями развития отечественного собаководства и, с другой стороны, реальными потребностями служб собаководства государственных структур и граждан, владеющих собаками.
К числу основных проблем относятся следующие:
1) псевдонаучный характер основных позиций ныне существующей кинологии приводит разводимые породы собак к утрате физических, физиологических и психических качеств, деградации и вырождению;
2) быстрое перерождение пользовательных пород собак в декоративные как следствие формирования отечественного собаководства абсолютным большинством общественных организаций по образцу FCI (Международной кинологической федерации) или подобных ей структур;
3) низкий уровень подготовки специалистов в учебных кинологических подразделениях государственных структур и в общественных организациях;
4) организационная разобщенность ведущих специалистов-кинологов и вследствие этого недостаточное их влияние на деятельность кинологических и собаководческих формирований, как государственного, так и общественного сектора;
5) отсутствие специализированных средств массовой информации научного и научно-популярного направления;
6) культивирование в общественном собаководстве принципов деятельности, превращающих его из массового общественно-полезного увлечения в разновидность шоу-бизнеса;
7) массовая дезориентация российских собаководов, снижение популярности собак с высокими пользовательными качествами и формирование широкого социального заказа на собак шоу-разведения;

значительное расширение социального заказа на собак с экстремальными морфологическими, физиологическими и поведенческими характеристиками (повышенно зависимых, слабонервных, уродливых, хилых, нуждающихся в кропотливой опеке или же, наоборот, на собак с повышенной агрессивностью, опасных для окружающих);
9) в общественных организациях прекращены как воспитательная и патриотическая работа, так и подготовка собаководов по военно-учетным кинологическим специальностям;
10) отсутствует действенное взаимовыгодное сотрудничество между службами собаководства государственных структур и общественными кинологическими и собаководческими формированиями;
11) отсутствие в службах собаководства государственных структур собственных, отвечающих их интересам, моделей кинологической деятельности;
13) отсутствие координации в деле сохранения генофонда редких и исчезающих пород собак, прежде всего отечественных пород;
14) отсутствие стимулов для развития спортивно-охотничьего собаководства, что приводит к утрате культурных традиций русских национальных видов охоты с собаками;
15) недостаточно широкое распространение кинологических видов спорта;
16) нормативы и методики спортивной дрессировки, использующиеся при допуске собак служебных пород к племенному разведению, значительно отдалены от требований практического использования служебных собак;
17) большое количество собак, находящихся в личном владении граждан, не дрессировано и потому представляет собой опасность для окружающих.
Исходя из значения собаководства
- в деятельности государственных структур (армии, пограничных войсках, полиции и т.д.),
- в сельском и охотничье-промысловом хозяйстве,
- в экологии и культурной жизни городского населения,
- в обеспечении личной безопасности граждан, охране собственности и бизнеса,
- в традиционном жизненном укладе коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера,
а также из необходимости принятия срочных государственных мер по спасению генофонда ряда редких и исчезающих пород и ценных популяций собак, прежде всего отечественных пород, определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области кинологической деятельности и собаководства.